Рисуем вершки и корешки, или энергия эмоций.

Если ввести в любую поисковую систему запрос «как научить ребёнка…», можно получить много полезной информации. Как приучить младенца к горшку и как в домашних условиях поставить звук «р», какие карточки сделать, чтобы в самом нежном возрасте привить любовь к чтению, и как сделать так, чтобы ребёнок средней группы детского сада считал в пределах сотни. Спорить не будем, всё это чрезвычайно необходимые знания для родителей.

Подготавливая детей к взрослой жизни, мы верим в то, что благодаря нашим усилиям дети могут стать лучше нас. Кроме того, мы понимаем, что ни одна сторона их развития не должна быть обделена вниманием. Родители загибают пальцы, подсчитывая свои задачи: память — развивать, объёмный багаж знаний — накапливать, физическое развитие — поддерживать, социализация — тоже наш ресурс.

Педагогическая наука выводит окончательную цель — всесторонне развитая личность (раньше говорили — гармонично развитая), подготовленная к сохранению, воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. Информационно насыщенная среда подсказывает: ещё научите его самостоятельно учиться. А родители присоединяют свою просьбу: и обходиться без нашей помощи. Но где здесь забота о самой личности? О чём мы забыли, лукаво прикрываясь расплывчатой формулировкой конечной цели?

Мы не упомянули о важнейшем мотивирующем и регулирующем поведение человека факторе — об эмоциях. Мы редко задумываемся о том, что эмоции тоже могут стать ресурсом и помощником. Эмоциональные процессы от нас, конечно, не зависят и в сферу влияния воли не входят, но их силу можно использовать. Например, активные эмоции помогут для повышения эффективности любой энергичной деятельности, а пассивные годятся для усиления процессов торможения при выполнении нудной работы.

Если же мы не учим ребёнка распознавать и использовать свои эмоции и при этом усиленно наполняем его всевозможными знаниями, будто составляем энциклопедию, то к среднему звену общеобразовательной школы мы имеем такого себе на уме сформированного человека. Он в меру своего чувства долга и ответственности делает то, что от него просят, но уже не понимает, что он, собственно, любит делать.

Всё это напоминает недолго длящееся сотрудничество мужика и медведя, описанное в сказке «Вершки и корешки». Там рассказано, как с помощью простых манипуляций мужик дважды получает от медведя желаемое содействие. Медведь наполнен приятным ожиданием урожая и вспахивает поле лучше всякой лошади. Но от корнеплода он получает горькую ботву, а от злака — солому и корень.

Иногда мы подобным образом поступаем с детьми. Например, обещаем ребёнку, что учёба в школе ему очень понравится. И он открывает свои первые красочно оформленные книги и тетради с радостью, как символ новой взрослой жизни. Ребёнок с энтузиазмом наполняет пенал ручками, линейками и цветными карандашами и учится его застёгивать. Но потом, когда ученик сталкивается с трудностями, мы оставляем его один на один с горечью. Сам виноват, ошибся! Поленился! (Вот тебе твои вершки!) Зато когда созревают его первые достижения, мы присваиваем их себе, с гордостью указывая на них всем окружающим.

Если же радости сравнивать с золотыми пшеничными колосьями, с вершками, то получится, что в самых радостных, отрадных эмоциях ребёнок обычно принят и обласкан, а низменные, чёрные чувства он должен забрать себе безраздельно и безвозвратно.

Но сделаем передышку в нелёгких размышлениях и предложим юному художнику нарисовать корнеплоды. Что же иногда скрывается в земле под буйно зеленеющей порослью? Ярко-рыжая морковь, лиловая свёкла, нежно-жёлтая репа и скромный картофель — вот герои нашей новой работы.

Разделим лист линией горизонта на две неравные части и изобразим, как в грядках спрятались овощи. Напомним ребёнку, что каждое растение отличается от других не только особенностями плода, но и формой листьев. Землю не стоит делать совсем чёрной. Если мы были наблюдательны в тёплое время года, то должны были заметить, что почва бывает совершенно разных оттенков — от светло-коричневого до густо-фиолетового. Это знание поможет нам сделать рисунок живописным, потому что теплые оттенки корнеплодов можно выгодно выделить холодными оттенками земли.

Итак, получается, что отрицательные переживания вовсе необязательно задвигать глубоко внутрь себя, а положительные далеко не всегда полезно подстёгивать. Дети, конечно, легко учатся прятать свою грусть, подавлять гнев и скрывать обиду. Они даже могут работать с лицом, глядя в камеру на праздниках, но когда они вырастают, то либо забывают, что такое семейные торжества, либо теряют себя. Ни один из этих вариантов нас, конечно, не устраивает.

Поэтому малышу, который только учится говорить, знать о названиях и свойствах его эмоций так же нужно, как и об именах окружающих его вещей. Ты разозлился, тебе жаль, ты улыбаешься — эти фразы не только научат ребёнка лучше понимать себя, но и подготовят почву для развития у него способности сочувствовать. Мне не нравится, я волнуюсь, меня раздражает — подобные сообщения не роняют корону с головы матери или отца, а помогают снять проблему конфликта между поколениями. Вследствие чего правильно выстроенные отношения в родном доме становятся для детей первой ступенькой на пути к собственному счастью.

А ведь только счастливая личность способна к ощущению гармонии, к целенаправленному труду, к хранению, развитию и передаче культурных и материальных ценностей.

Вот мы и завершили формулировку основной цели педагогического процесса.

Автор: Кира Салимова
Источник: http://www.matrony.ru

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.