Что такое ОМ?

Что такое ОМ

А что же такое ОМ?

Слог ОМ – это вибрация всего Сущего.

Пожалуй, это самая известная мантра. Духовные учителя говорят, что в этом слоге заключено абсолютно все, что есть в этой Вселенной. Ведь по сути, все, что нас окружает – это энергия, вибрирующая на разных частотах. Физический мир – это более грубые вибрации. Энергетические потоки и мысли – более тонкие. И если расширить свое осознание и восприятие и попытаться охватить все вибрации в целом, то получится только одна волна, один звук, одна вибрация. И эта вибрация – ОМ.

Откуда пришла эта мантра?

Слог ОМ не был кем-то придуман. Он существовал всегда. И будет существовать вечно. Поведали нам о нем великие мудрецы и визионеры, которые уловили эту вибрацию в состоянии глубочайшей медитации. По сути, произнесение слога ОМ – это попытка передать всю безграничную Вселенную инструментами человеческой речи или мышления.

Не стоит думать, что мантра ОМ принадлежит исключительно индуистской философии или йоговской практике. Увидев одно и то же яблоко, разные люди опишут его совершенно разными словами. То же касается и Вселенской вибрации – разные визионеры воспринимали одно и то же, но описывали это несколько иначе. Учителя йоги говорят, что АМЕН или АМИН (аминь) в религиозных традициях – это все тот же ОМ или АУМ.

Упоминание в текстах

Многие древние трактаты и священные писания говорят об ОМ и о величайшем значении этого слога.

Например, известный текст «Мандукья Упанишада» полностью посвящен разъяснению этой мантры. Там пишется:

«1. Аум! Этот звук — все это. Вот его разъяснение: Прошедшее, настоящее, будущее — все это и есть звук Аум. И то прочее, что за пределами трех времен, — тоже звук Аум».

Упанишады – это писания, в которых собрана вся мудрость наиболее древних священных писаний – Вед. И большинство Упанишад так или иначе упоминают мантру ОМ.

Дхьянабинду Упанишада:

«Те, кто жаждут просветления, должны размышлять над звуком и смыслом АУМ. АУМ — это нерушимый Брахман. АУМ — это лук, индивидуальное существо — стрела, а Брахман — цель. Когда стрела выпущена из лука, она летит прямо к цели и попадает в неё. Точно так же садхака (духовный искатель) стремится познать АУМ и тем самым слиться с Брахманом».

Светасватара Упанишада:

«Огонь, хотя потенциально присутствует в дереве, не виден до тех пор, пока не начинают тереть одной палочкой о другую. «Я» подобно этому огню; оно постигается непрерывным осознанием священного слога АУМ. Пусть ваше тело будет палочкой, которой трут, а АУМ — палочкой, о которую трут. Так вы познаете свою подлинную сущность, которая скрыта в вас, подобно тому, как огонь, в определённом смысле, скрыт в дереве».

Майтри Упанишада:

«АУМ — это священный звук Вселенной. Это звуковая форма «Я».

Катха Упанишада:

«15. Я кратко скажу тебе о цели, о которой в один голос говорят все Веды, говорят все воздержания, желая которой, люди практикуют брахмачарью; это – То, это – ОМ.

16. Этот слог [ОМ], воистину, есть [низший] Брахман [Хираньягарбха]; и этот слог, воистину, есть высший Брахман. Всякий, кто, медитируя на этот слог, желает любого из двух – тот приходит к цели и познает все».

Мантра ОМ упоминается также в таких авторитетнейших источниках, как Бхагават Гита и Йога Васиштха.

Бхагавад Гита:

«(Кришна):

9.17 Я этого мира Отец, Мать, творец, предок,

Я предмет познанья, слог АУМ, очиститель, Риг, Сама, Яджур Веды».

Есть мнение, что знаменитая библейская фраза «Вначале было слово. И слово было Бог», также подразумевает священный слог ОМ. Действительно, слово Бог – славянское слово. На других языках оно звучит по-другому.

ОМ или АУМ

В разных источниках можно прочитать два варианта священного слога ОМ. Это или собственно ОМ или жеАУМ. Между этими вариантами произнесения нет разницы. АУМ – это просто расширенный вариант ОМ. Если соединить звуки «А» и «У» — получится «О». В личной практике каждый может выбрать наиболее удобный и привлекательный для него вариант и концентрироваться на нем.

Значение мантры

Объяснение значения священного слога ОМ – весьма условно. Оно требуется только лишь для того, чтобы у нашего разума была хоть какая-то зацепка в объяснении запредельного, того, что не может быть полностью объяснено ограниченными средствами речи.

Указывается, что звук «А» — это символ материальной Вселенной, индивидуального тела человека и состояния бодрствования (восприятие окружающего мира исключительно через физические органы чувств).

Звук «У» — символ Вселенского разума, индивидуального ума и состояния сновидения (восприятие сновидческих образов).

Звук «М» — индивидуальное сознание, безграничное вселенское осознание и состояние глубокого сна без сновидений (восприятие окружающей реальности без посредничества разума).

Вся мантра АУМ – символ индивидуальной души, Абсолюта и сверхсознательного состояния, которое объединяет в себе бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений.

Способы произнесения

Как и любая другая мантра, звук ОМ может произноситься тремя способами – вслух, шепотом и мысленно. Произнесение вслух – это влияние на грубую физическую реальность и наименее эффективный метод. Шепот– это работа с энергетическими потоками. Наиболее сильное влияние на все структуры человеческого существа оказывает произнесение звука ОМ в разуме, и неудивительно: ведь это работа с очень тонкими человеческими проявлениями – мыслями, которая впоследствии отражается на всех наших структурах.

ОМ-медитация

Для этой практики прекрасно подходят йоговские позы Сиддхасана, Ваджрасана или Падмасана. Также можно практиковать, сидя в кресле, но йоговские источники указывают, что в этом случае энергетический и ментальный эффект от практики будет ниже.

Следует сделать три глубоких вдоха-выдоха и полностью расслабить тело.

Практика начинается с пения мантры вслух. Это успокаивает разум и подготавливает его к состоянию медитации. Для этого следует сделать глубокий вдох и на выдохе максимально долго и громко петь ОМ или АУМ. Следует произнести от 3 до 9 ОМ-ов.

Тут же, без перерывов, нужно перейти к произнесению шепотом. Этот метод более сложен, потому как блуждающему разуму значительно проще сосредоточиться на громком звуке, чем на неслышных вибрациях. Методика сходна с громким произнесением: глубокий выдох и на выдохе громким шепотом поется ОМ или АУМ. Если нет возможности петь ОМ громко (например, нет желания пугать соседей), практику ОМ-медитации можно начинать с этапа произнесения шепотом. Также повторяем мантру от 3 до 9 раз, в зависимости от наличия свободного времени.

Опять же без перерывов переходим к мысленному произнесению. Глубокий вдох, но на выдохе рот не открывается, и произнесение мантры ОМ или АУМ происходит исключительно в разуме. Также следует повторить мантру от 3 до 9 раз.

В конце практики следует отпустить контроль дыхания и позволить телу дышать естественно и спонтанно.Внимание сосредотачивается на сердцебиении и с каждым ударом сердца в разуме произносится короткий ОМ или АУМ. Это называется аджапа-джапа – соединение мантры с естественными ритмами тела. Наибольшего эффекта можно добиться, если прислушиваться к пульсации в районе межбровного промежутка – в точке проекции Аджна-чакры. Этот этап медитации может продолжаться от 10 до 30 минут.

Результаты практики

Рождая Вселенскую вибрацию ОМ на своих устах или в своем разуме, мы стремимся расширить свое осознание до этих безграничных пределов и пережить на собственном опыте тот великий экстаз просветления и единения с Высшими силами, о котором говорят все священные тексты и духовные учителя.

ОМ способен вывести за пределы всех ограничений и раскрыть перед человеческим существом его истинную природу. Повторение ОМ и размышление над его значением – великая практика, которая обязательно принесет результат, если делать ее с верой и усердием.

При произнесении этой мантры, успокаиваются волнения в разуме, и человек становится более спокойным и уравновешенным. Это сказывается и на общем психическом состоянии и даже приводит к излечению физического тела.

В энергетическом плане, звук ОМ заставляет вибрировать все энергетические каналы человеческого тела, очищая их, снимая блоки и зажимы и активируя потоки энергии во всех энергетических центрах (чакрах).

Мантра ОМ является биджа-мантрой Аджна-чакры (третий глаз, центр интуиции и высшего духовного знания). Йоговские источники указывают, что в Аджне переплетаются все 72 000 нади (энергетические каналы тела), и работа с этим центром воздействует и на все другие чакры.

Источник: meditation-portal.com

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.