Коя-сан: медитация в древней Японии

gori Один из японских религиозных центров буддизма – гора Коя-сан. В черной кедровой роще на высоте 900 метров расположен целый комплекс  из 88 храмов и монастырей школы Сингон. Время здесь будто остановилось два или три столетия назад: никаких напоминаний о современной цивилизации. Отличная возможность по-настоящему прочувствовать древнюю Японию.

Mt_Koya_monks

Религиозную общину в этих горах основал знаменитый проповедник Кукай или Кобо Дайси (744-835), – монах, поэт, скульптор и каллиграф. Прежде чем остаться на Коя-сан, он немало побродил по стране, обращая местных жителей в свою веру. С  именем Кукая связано основание многих храмов и монастырей, а также изобретение «кана» – национальной азбуки, сформировавшуюся под влиянием китайской иероглифики и позволившей японцам упростить свою письменность.

Легенда утверждает, что в 816 году Кукай как-то очнулся после молитвенного транса и увидел перед собой охотника с двумя собаками – белой и черной. Монах воспринял охотника как лесного бога, материализовавшегося в ответ на молитву об указании свыше места для священного приюта. И действительно, охотник отвел Кукая высоко в горы, где показал узкую долину, пригодную для возведения скита.

Главный храм на Коя-сан – Конгобудзи, построенный в 1592 г. Тоётоми Хидэёси. В 1863 году обветшавшее здание было реконструировано. Но древний интерьер постарались сохранить, особенно раздвижные ширмы с картинами прославленных мастеров XVI века Тансая, Таню и Кано. С храмом соседствует сад камней Банрютэй с красивейшими родоендронами, где можно перевести дух и выпить чашку чая, приготовленного монахами.

27

Впрочем, на Коя-сан стоит ехать не только за чашкой чая и дыханием древности. Можно остановиться на ночь в одном из монастырей и поприсутствовать на утренней церемонии. Можно послушать, как красиво монахи поют сутры и мантры. Если повезет, посмотреть церемонию огня. И, конечно,  прикоснутся к монастырскому быту: простая вегетарианская еда, холодная вода для умывания, ранний подъем и ранний отбой – после 9 вечера выйти из монастыря нельзя.

В Конгобудзи можно получить и медитативный опыт. Что приятно, в отличие от медитации Дзен, где требуется сидеть смирно без движения, в медитации Сингон стараются заботиться о максимально возможном комфорте. Впрочем, прямая спина все равно обязательное требование: точка опоры – между лопатками. В таком положении начинается пение мантры А. Звук необходимо тянуть как можно дольше – мантра переходит в глубокое дыхание и заканчивается молчанием, концентрацией на своем дыхании. По ощущению это немного похоже на пранаяму.

24

Еще одно энергетически сильное место на Коя-сан – буддийское кладбище в секвойевом лесу, где нашел последнее пристанище строитель Никко Ияесу Токугава. 200 тысяч могил раскинулись на несколько квадратных километров – здесь хоронили наиболее известных проповедников, монахов и верующих. Прогулка по кладбищу настраивает на философский лад и превращает тебя в само созерцание. На некоторых из древних могил – лишь камни, поросшие мхом, на других, современных, изображения, связанные с увлечениями покойных, – от скульптуры собаки до макета ракеты…

Если пройти все кладбище насквозь и миновать мост через реку (дно реки буквально усыпано пригоршнями монет, которые паломники и туристы бросают в священный поток), попадаем во внутреннее святилище Окуноин. Здесь, в мавзолее покоятся мощи Кукая. По преданию, он не умер, а вошел в глубокий медитативный транс, и в таком состоянии будет пребывать, пока Будда Будущего (Мироку) не принесет человечеству мир и просветление. Вместе с Кобо Дайси пришествия Мироку дожидаются и те, кто похоронен рядом – этой чести удостаивались лишь избранные – монахи, аристократы и просветленные.

fonari

Перед мавзолеем Кукая находится Зал фонарей Тородо. Здесь днем и ночью горят  11 000 фонарей, а два из них, как утверждают, не гасли с 11 века! И вообще на Коя-сан еще немало удивительного: великолепный комплекс Дандзёгаран с самым старым из всех находящихся на горе зданий (1197 год), Компон-дайто, ало-белая пагода, которая считается символом этого места.

alaya-pagoda

В музее Рэйхокан собрана целая коллекция картин тушью (сумиэ), изображающих проповедников буддизма периода Камакура (1185-1333). Тут же подборка картин, рассказывающих о жизненном пути проповедника Кукая, каллиграфические свитки с текстами сутр, мандалы, бронзовые скульптуры святых буддийского пантеона… В общем, чтобы внимательно изучить все артефакты, чуткий паломник или исследователь древней культуры рискует надолго задержаться на горе.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.